История вышивки крестиком .

Для многих из нас вышивка крестиком — это не просто увлекательное хобби, но и возможность украсить свой дом и порадовать семью. А знаете ли вы, что вышивка крестиком появилась приблизительно в ХII веке и уже тогда она отражала собственное видение прекрасного и колорит каждого народа?

Например, в Западной Европе особенно популярной стала счетная вышивка уже в ХVI веке. Интересно, что уже в то время, рукодельницы сочетали различные техники изображая в основном библейские сюжеты и тексты. А к концу ХVIII века стал преобладать классический стежок крестом, который популярен и по сей день.

 

Кстати, для того, чтобы попробовать этот вид досуга и ощутить на себе все его положительные черты, достаточно лишь приобрести набор для вышивания крестиком и немножечко запастись терпением. Например, на Востоке вышивками принято украшать накидки, ковры, одежду и другие текстильные предметы обихода, так почему бы нам не попробовать вложить частичку своей души в домашние предметы интерьера?

На Руси вышивка появилась еще в Х веке, ею украшали национальные костюмы и предметы обихода (подушки, покрывала, скатерти и т.д.) А вот с ХVIII века вышивку крестом можно наблюдать практически у всех слоев населения. Теперь различают городскую и народную вышивку. Народная вышивка крестиком имеет свое значение, играет роль оберега.

Основным узором народной вышивки крестиком является растительный орнамент, а также стилизованные изображения птиц и животных. Более того, каждый узор имел определенное символическое значение и вышивался определенным цветом. А городская вышивка, как правило, никогда не имела прочных традиций, подвергаясь постоянному влиянию моды, в том числе и западной.

Существует несколько видов вышивки крестиком, самым популярным среди которых считается односторонний простой полный крест. При такой технике по лицевой стороне изделия получаются аккуратные крестики, а по изнаночной — горизонтальные и вертикальные стежки. Кроме того, каждая мастерица знает, что крестик должен быть выполнен двумя диагональными перекрещивающимися стежками, при этом верхние стежки кладутся справа налево, а нижние — слева направо.

Соблюдение этих несложных правил может гарантировать аккуратность и оригинальность изделия!

 

Интересные факты о вязании крючком

 

 

 

  • Вязание крючком известно издавна. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием.

  • Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии.

  • Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам Средиземноморья.

  • Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.

  • В Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.

  • Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо – петелька задолго до нашей эры.

  • В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет!

  • В начале эры техника и принципы вязания находились на высоком уровне. Так, в районе Каира найдено многоцветное шелковое платье, связанное на спицах. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, что бы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

  • Вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на роботу ни одной женщины!

  • В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз – Золотой крючок – ему вручала лично Эсте Лаудер.

  • В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

  • Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно.

  • Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком, например, свитер, платье и т. д., так и отделочных элементов одежды это рукава, манжеты или же украшений салфетки, занавески, бусы, браслеты и т. п. В последнее время набирает популярность вязание крючком маленьких игрушек - амигуруми.

  • Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм).

  • Крючки диаметром 3—6 мм используют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре).

  • Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

  • Фактура полотна, связанного крючком отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нити.

  • В Великобритании в 2006 году Юлия Хопсон связала образец чулочной вязки в 10 петель и 10 рядов. Диаметр спиц был 6,5 см, длина 3,5 м, что в 10 раз больше стандартных спиц толщиной 6,5 мм и длиной 35 см. Именно за вязание на самых больших в мире спицах Юлия и попала в книгу рекордов Гиннеса.

  • Рекорд мира по скоростному вязанию на спицах в сентябре 1980 года установила Гвен Мэтьюмен из Западного Йоркшира, Великобритания. Во время состязаний, в магазине шерсти Филдара в Лидсе, она показала скорость 111 петель за 1 мин!

  • 14 июля 1986 г. Рия ван дер Хонинг из Нидерландов, закончила вязать крючком "косичку" длиной 62,50 км! За что и попала в книгу рекордов Гиннеса.

  • Самый длинный вязаный шарф имеет в длину 32,2 км. Он был изготовлен жителями Эббифилд-Хаузиза для бара Эббифилдского общества гончаров, гр. Хартфордшир, Великобритания. Работа над ним была закончена 29 мая 1988 г.

  • Перед тем, как начать что-либо вязать, необходимо внимательно прочесть описание работы, так как при неправильно поставленной скобки или запятой инструкция может оказаться непонятной, что серьезно затруднит Вашу работу.

  • Очень важным фактором при выборе пряжи является не только ее плотность, структура и цвет, а и уход за ней. Иначе при первой же стирке Вас может ожидать не очень приятный сюрприз.

  • Если Вам необходимо докупить пряжу, и Вы не можете найти мотки из нужной партии, вяжите попеременно 1 ряд старой и 1 ряд новой нитью. Выполнив несколько рядов такого вязания можно продолжать работу новой пряжей. Таким образом, Вам легко удастся замаскировать возможные отличия оттенков пряжи.

  • Покупая пряжу, возьмите ее лучше с запасом. Из остатков можно будет связать какую-нибудь приятную мелочь (носочки, игрушку, косметичку и пр.). А вот при нехватке пряжи придется поискать ее, так как в магазине может не оказаться нужной, а в других не подойти оттенок.

  • Как известно, хлопчатобумажная пряжа обычно полотно «садится». Поэтому, если Вы решили вязать из нее изделие, то обязательно постирайте образец в воде, в максимально разрешенной для этой пряжи температуре. Так, в расчетах Вы сможете учесть данные изменения.

  • Что бы у Вас не уставали глаза при вязании изделия из черной пряжи, постелите себе на колени белый материал.

  • Что бы вязаные носки меньше протирались, добавьте при их вязании в пятки и основу дополнительную хлопчатобумажную нить.

  • При вязании изделий из белой или светлой пряжи положите клубок в полиэтиленовый пакет и заклейте его, оставив отверстие для нити, это поможет пряже не загрязниться.

  • Бабушкин квадрат (его еще называют афганский квадрат) - это техника вязания крючком.

  • Вязанье - свет, а не вязанье - тьма.

  • Кто не вяжет, тот жизни не знает.

  • Не суди о вязании по спицам.

  • Кто хочет много знать, тому надо много вязать.

  • Все вяжут, да не все хорошо.

  • У каждого человека есть свой крючок.

  • Не все то вязанье, что распускается.

  • В тихом омуте тоже вяжется.

  • На безрыбье и рак в вязаной фуфаечке неплохо смотрится.

  • Первое вязанье всегда комом.

  • После вязания спицами не машут.

  • Торопливый всегда вяжет дважды.

  • Всякому вязанью свое время.

  • Семеро на одного не вяжут.

  • Вязанье мастера боится.

  •  

Пэчворк : история происхождения, виды, инструменты для лоскутного шитья

 

Пэчворк : история происхождения, виды, инструменты для лоскутного шитья

Если ваша бабушка или мама - рукодельница, то вам наверняка приходилось видеть покрывало или одеяло, сшитое из разноцветных кусочков ткани. И скорее всего появление на свет подобного шедевра объяснялось необходимостью найти применение текстильным обрезкам, которые и выкинуть жалко, и оставлять в доме в качестве хлама не хочется. А ведь сегодня лоскутное шитье – один из модных видов прикладного искусства. На английский манер его называют пэчворком, и способна рукотворная мозаика принести не только ощутимую пользу, но и произвести бесподобный  визуальный эффект.

Происхождение лоскутного шитья

Несмотря на то, что одеяло из разноцветных кусочков ткани ассоциируется у нас исключительно с мастерством русских женщин, возникновение техники пэчворк предположительно произошло в странах Африки или Азии. Подтверждением этому неоднозначному факту служат археологические реликвии, возраст которых насчитывает многие тысячелетия. В пользу африканского происхождения «говорит» египетское изделие, выполненное из фрагментов кожи газели, датированное приблизительно 980 г. до н.э. О вероятности азиатской принадлежности свидетельствует костюм, декорированный лоскутными деталями и демонстрируемый в музее столицы Страны восходящего солнца. Еще один древний артефакт был обнаружен в начале XX века в Пещере тысячи Будд – это ковер, созданный из лоскутов не позднее IX столетия н.э. В Европе с техникой пэчворк познакомились в эпоху крестовых походов: в числе вывозимых рыцарями предметов из восточных государств были также многофактурные ковры, флаги. Наиболее популярным лоскутное шитье стало среди британцев. Успешно переняв традиции африканских и азиатских народов, англичане создавали собственные неповторимые изделия. Оттачивалось мастерство, совершенствовалась техника, появлялись новые разновидности  узоров и комбинаций.

 
 

Американский бум в отношении пэчворка пришелся на XVIII век. Инициаторами популяризации на индейском континенте лоскутного шитья стали опять же европейцы. Продиктован этот процесс был естественными нуждами эмигрантов в одежде. Результатом стало интенсивное развитие пэчворка и рождение квилтинга – сферы прикладного искусства, включающей помимо лоскутного шитья еще и всестороннее оформление полученных изделий.

Русские упоминания о текстильной мозаике относятся к XVIII веку и прочно связаны со средой старообрядцев. За пределы таких  сообществ пэчворк вышел во второй половине XIX столетия, что было спровоцировано стартом массовых продаж импортного ситца. Понятное дело, шитье из лоскутов являлось чисто крестьянским занятием. Декоративно-прикладным искусством пэчворк объявили у нас по окончании революции 1917 года. В модное хобби он превратился лишь пару десятилетий назад.

 

Раздел: Украшения

По древней легенде финикийские купцы везли природную соду, добытую в Африке. Остановившись для ночлега на песчаном берегу, моряки развели костер, чтобы разогреть себе пищу, обложив его кусками соды. Утром, в золе, моряки обнаружили большой твердый кусок. Он был чист и прозрачен как вода. Так был открыт секрет производства стекла.

Изготовление украшений из бисера зародилось более 6 тысячелетий назад. Первыми их начали делать египтяне из непрозрачного стекла. Так создавался искусственный жемчуг. По-арабски он называется бусра, а во множественном числе – бусер. Отсюда и название бисера. Из фальшивого жемчуга плелись браслеты, ожерелья, им расшивалась одежда. Этому времени соответствует древняя технология вытягивания. То есть бисер вытягивали из вязкой стекломассы металлическим прутиком с последующей ручной обработкой.

Затем секреты производства бисера перешли к римлянам. А в начале VI века лидерство в производстве стекла закрепилось за Византией. Правительство Венецианской республики всячески скрывало технику создания стекла и приняло указ, запрещающий вывоз из страны секретов производства стекла, необработанных изделий, а также стеклянных осколков. Для того чтобы стеклодувы оставались на рабочих местах, им предоставлялись огромные привилегии. Но к нарушителям применялось суровое наказание вплоть до смертной казни. В связи с этим многие годы единственными производителями качественного бисера оставались венецианцы. 

В связи с угрозой пожаров в 1221 г. все крупные стеклодувные мастерские перемещаются на остров Мурано. Там производились стеклянные сосуды, зеркала, фурнитура и бисер различных видов. Со временем был изобретен новый способ изготовления бисера – выдувание. Мастер из трубки выдувал трубочку, затем разрезал ее особыми ножницами, шлифовал. Затем разогревал с небольшим количеством песка в чугунном барабане. Это делалось для сглаживания неровностей на изделии. После охлаждения придавали ему блеск с помощью полировального порошка. 

Во второй половине XVIII века, в связи с появлением машин для изготовления стеклянных трубочек, производство бисера стало менее затратным. 

На Руси стеклоделие известно еще со времен язычества. Они являлись частью национального костюма. А в XI веке в Киеве открылись первые мастерские по изготовлению бисера и украшений. В 1752 году М.В. Ломоносов получил разрешение на строительство завода. Он открыл завод для массового производства бисера. При нем технология производства была усовершенствована, но после его Ломоносова фабрика закрылась. 

В XIX веке бисероплетение стало очень популярно. Получила распространение вышивка и вязание с бисером. С помощью этих техник украшали как одежду, так и предметы интерьера. К середине XX века бисероплетение было практически забыто. Но с появлением хиппи интерес к нему в нашей стране возродился.

Сегодня мы видим, каких высот достигло это древнее искусство. Сейчас, как и прежде, бисером украшают одежду, головные уборы. Плетут из него сумочки, пояса. Появились новые материалы, многие старые техники модифицированы. И самое приятное, этот вид искусства доступен каждому, кто хочет прикоснуться к волшебному миру бисероплетения. 

Декупаж

 

В начале 21 века в Россию пришла новая мода – декупаж. Это неведомое доселе слово манило и продолжает манить к себе все больше и больше людей. Наверное, не осталось ни одного городка, в котором хотя бы один житель не слышал это слово «декупаж», не знал бы его значения. Тем не менее, для многих из нас декупаж по-прежнему остается чем-то загадочным и даже таинственным. Что же мешает вам сделать первый шаг в этот неизвестный мир? Присоединяйтесь к нам! Сделайте всего лишь один шажок, и вас закружит декупажный вальс. Этот мир по-прежнему будет манящим и таинственным, но он больше не будет пугать неизвестностью.

 

Итак, начнем с истории декупажа.

Но сначала несколько слов о том, что такое «декупаж». Декупаж (Decoupage или decoupage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок в сочетании со специальными эффектами.

 

Несмотря на то, что свое название искусство декупажа получило во Франции в 17-18 веках, его родиной считается Восточная Сибирь (сибирские декупажницы, возьмите на заметку – именно вашим далеким предкам мир обязан появлению такого чудесного искусства). Кочевники использовали технику декупажа на могилах при погребении мертвых. В 12 веке эта традиция пришла в Китай, где вырезанные куски бумаги стали использовать для украшения фонариков, окон, коробок... Именно из Поднебесной декупаж начал свое триумфальное шествие по планете. Европейская традиция декупажа отличалась от азиатской, существовало собственное искусство создания бумажных украшений. Многие специалисты считают, что современный декупаж по своей сути и технике исполнения ближе к китайской традиции.

Венецианские мастера придали декупажу еще одну особенность, сделав его «искусством бедных» (Arte povera). Не пугайтесь, все не так мрачно и страшно, как может показаться. Дело в том, что мебель, инкрустированная драгоценными металлами, дорогими породами дерева и т.п., многим была не по карману. Искусный декупаж мебели, создание поддельных инкрустаций делали красивую мебель доступной многим горожанам. Эпоха короля-солнца привнесла моду на декупаж в высшие слои общества. Будуары светских красавиц наполнились шкатулочками, бонбоньерками и прочими приятными вещицами, декорированными в технике декупаж. В то время преобладали сентиментальные, пасторальные мотивы. Украшалась не только мебель, появился декупаж на ткани, шляпках.

Настоящим искусством декупаж стал в 18 веке. Ремесленники стали мастерами, работа над одной вещью могла длиться несколько лет. С применением техники  декупажа создаются настоящие произведения искусства. Именно тогда декупаж стал использоваться для  изготовления валентинок.

Начало 20-го века подарило декупажу новое звучание. Как многие другие направления искусства, декупаж стал менее реалистичным и более абстрактным. Технику декупажа в своих работах использовали такие знаменитые художники, как Пабло Пикассо и Анри Матисс.

В настоящее время декупаж используется для создания подарков и декорирования интерьера. Используя технику декупаж, можно оформить практически всё: цветочные горшки, вазы, тарелки, стаканы, разделочную доску. Декупаж вдохнет новую жизнь в старые предметы, привнесет неповторимые штрихи в интерьер дома, добавит оригинальность и изысканность подарку.

Не стоит забывать, что декупаж – настоящее спасение для тех, кто не умеет рисовать. Поэтому декупажные карты и салфетки с красивыми рисунками, наклеенные на предмет, слившиеся с ним в единое целое, помогут вам в полной мере раскрыть свой внутренний мир, показать мастерство и художественный вкус.

История развития батика

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска»[2]. Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. Роспись шелка – это захватывающий мир творчества, это подлинное наслаждение. Существует множество способов росписи по щелку, каждый из них требует различных материалов, различных технических приемов и процессов. Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков. Родиной их считается Китай и Индия. В те давние времена использовали природные красители растительного и животного происхождения. Сегодня используют высококачественные зарубежные красители, которые не выгорают на солнце и не линяют при стирке. Раскрашивание ткани - необыкновенно завлекательное действие: из под Вашей кисти на отрезке материи появляются различные произведения, оригинальные натюрморты, незабываемые узоры. Это увлекательное занятие помогает даже ребенку почувствовать себя настоящим художником, проявить художественное чутье и претворить в жизнь по настоящему уникальные произведения искусства. Выбор предметов для рисунка довольно велик: картины, шали, занавески, платья и многое другое - выбор для воображения огромный. Чтобы роспись по шелку удалась, потребуются специальные умения. Кроме того, во время Вашего творчества с шелком Вы сами создадите какие то свои техники. Навык рисования на ткани берет свое начало в глубокой древности. На острове Ява местные жители еще до появления тканей наносили орнаменты на домашнюю утварь с помощью горячего воска, а на свободные от воска участки наносили натуральные краски. Позднее способ создания рисунков горячим воском начали применять и для раскрашивания тканей. Воск при окрашивании ткани отторгает краску, защищая (резервируя) ее натуральный цвет, и в результате на поверхности ткани появляется изображение. На этом свойстве воска и базируется традиционная методика художественного окрашивания ткани, которая и получила название "горячий батик".Размещение воскового трафарета при необходимости получить большее разнообразие расцветок можно повторять не единожды. Удалить воск можно при помощи утюга.

 »  » История кожаных изделий

История кожаных изделий

 
 
 

Кожа - один из древнейших материалов, используемых людьми. Древний человек шил из нее незамысловатые одежды, делал силки, ремни, сумки, обувь... Несмотря на сугубую утилитарность изделий, уже тогда люди стремились украсить их.
Кожа не так долговечна, как металл, поэтому до нас практически не дошли самые древние образцы. Но некоторое представление о них мы можем составить, рассматривая изделия народов, которые еще не так давно вели такой же образ жизни, как и далекие предки.
Практически все предметы обихода изготовляли из кожи индейцы Северной Америки. Несмотря на примитивные орудия обработки, они умели сделать и крепкое покрытие для щита или жилища, и прочную обувь, не боящуюся ни дождя, ни снега, и мягкие, тонкие мокасины из замши. Изделия украшали бахромой разной длины, вышивкой из кожаных ремешков, крашеными иглами дикобраза (позднее - бисером), аппликацией. Техника аппликации не позволяла выполнять мелкие сложные детали, поэтому мотивы, как правило, были симметричны и закруглены. Геометрические орнаменты набирали из кожаных полос разных оттенков. Поворачивая готовые орнаменты вокруг оси и чередуя их с гладкими кусками кожи, получали множество разнообразных вариаций. Как и у других народов общинно-родового периода развития, вид и сочетание различных мотивов орнамента указывали на принадлежность владельца к определенному племени, роду.
Богато декорировались праздничные костюмы вождей и воинов. Кроме бахромы и вышивки, использовались кисти, плетеные ремешки. Женщины, по свойственному их натуре стремлению, украшали собственные наряды и одежду своей семьи, а также предметы домашнего обихода - сумки, кожаную посуду, шкуры, служившие постелью, мешки для переноски детей. Бахрому - традиционное украшение кожаных изделий - принято считать заимствованием у индейцев. Но это вызвано, скорее, популярностью фильмов об индейцах. На самом деле такой вид украшения встречается в кожаных изделиях у народов разных континентов. Именно бахромой (вместе с металлическими накладками) традиционно украшают сумки, например, словаки. У многих народов Европы элементом мужского костюма издавна является широкий пояс, который застегивается с помощью нескольких (чаще всего трех) узких ремешков. Дополнительно его украшали тиснением, переплетением ремешков, металлическими накладками (рисунок 1).

 

 

 украшали тиснением, переплетением ремешков, металлическими накладками


У европейских народов была также распространена простейшая кожаная обувь, напоминающая современные тапочки. Выкраивалась она вместе с подметкой из одного куска кожи и, в зависимости от выкройки передней части, имела более закрытый или откр