Рабочая программа по технологии.
Пояснительная записка 5 класс.
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.
Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучащихся 5 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
1.Цель учебного предмета
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I.. Формирование у обучащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого обучащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III.Подготовку обучащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
2.Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности обучащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение обучащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обучащийся выполняет 5 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации
3.Требования к уровню подготовки
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик 5 класса независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/ понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
4.Основная форма обучения
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Учебно-тематическое планирование 5 ( а, б,в )класс.
По предмету «Технология» (2 часа в неделю всего 70 часов)
УМК «Технология» ,5 класс В.Д.Симоненко. «Вента-Граф» 2010г
Тематический блок |
Количество учебных часов. |
Введение |
1 |
1.Введение. Инструктаж по ПТБ. |
1 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов |
31 |
Элементы материаловедение |
2 |
Основы машиноведения |
6 |
Влажно-тепловая обработка |
2 |
Технология изготовления швейного изделия |
17 |
Кулинария. Технология обработки пищевых продуктов. |
12 |
Творческий проект. |
10 |
Технология ведения дома. |
4 |
Уход за одеждой |
6 |
ВСЕГО |
70 |
Практическая часть |
|
Контрольные работы |
2 |
Лабораторные работы |
4 |
Практические работы |
49 |
Экскурсии |
2 |
Тесты |
3 |
Количество уроков с использованием ИКТ |
2% |
Количество проектов |
4 |
Тесты по технологии.(проверь себя)
Вариант 1
1. Мороженую рыбу следует оттаивать:
a) в теплой воде;
б) в холодной воде;
в) в микроволновой печи;
г) в духовом шкафу;
д) на столе при комнатной температуре?
2. Отметьте знаком «+» правильный ответ.
Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам:
а) искусственным;
б) синтетическим;
в) натуральным.
3. Отметьте знаком "+" правильные ответы
Волокна растительного происхождения это:
а) лен
б) шерсть
в) шелк
г) хлопок
4. Отметьте знаком "+" правильные ответы
Как называется неосыпающийся край ткани?
а) кромка
б) шов
в) срез
5. Отметьте знаком "+" правильные ответы
Долевая нить при растяжении:
a) растягивается
б) не изменяет свою длину
в) скручивается
6. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.
Длинный желобок иглы при ее установке в иглодержателе должен быть повернут:
а) влево;
б) вправо;
в) на работающего за машиной;
г) в сторону челнока;
д) со стороны заправки верхней нитки.
7. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.
Юбки по конструкции бывают;
а) прямые;
б) клиньевые;
в) диагональные;
г) конические;
д) расширенные;
е) зауженные.
8. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.
В процессе моделирования вытачки на прямой юбке могут быть преобразованы:
а) в швы;
б) в рельефы;
в) в фалды;
г) в складки;
д) в карманы.
9. Расширение прямой юбки по линии низа может быть выполнено:
а) увеличением ширины заднего полотнища
б) увеличением ширины переднего полотнища
в) закрытием вытачек по линии талии
г) дополнительными разреза
Ключ
Вариант 1
1. д)
2. в)
3. а), г)
4. а)
5. б)
6 б), д)
7. а), б), г)
8. а), б), в), г)
9. в), г)
Тема:"Обработка нижнего среза юбки".
Цель: Научить учащихся правильно обрабатывать нижний срез юбки.
Задачи:
познакомить учащихся с различными способами обработки низа юбки;
научить выбирать подходящий способ обработки для своей юбки;
научить учащихся обрабатывать нижний срез ручными потайными стежками, соблюдая правила техники безопасности;
воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;
развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине, координацию движения рук; логическое мышление, творческую инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах;
формировать точность и аккуратность выполнения работы.
Наглядные пособия: презентация, таблица; инструкционная карта «Способы обработки нижнего среза изделия»; образцы поэтапной обработки низа потайными стежками.
Инструменты, оборудование, материалы: лоскуты тонкой льняной ткани, иголки, булавки, нитки, ножницы, гладильная доска, утюг, тетрадь, мультимедийный проектор, карточки-задания для закрепления материала.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты урока: учащиеся научатся обработать нижний срез юбки ручными потайными стежками на образце и подберут способ обработки для своей юбки.
Ход урока
Организационный момент. Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Мы с вами изучаем раздел «Изготовление швейных изделий», где вы научились обрабатывать новые швы, обрабатывать застежку юбки тесьмой-молнией, обрабатывать верхний срез юбки поясом или подкройной обтачкой. Вам осталось обработать нижний срез юбки.
Объявление темы урока (Слайд № 1) Изучение нового материала: объяснение нового материала в сопровождении презентацией.
В рабочей тетради учащиеся записывают тему урока «Обработка нижнего среза юбки».
(Слайд № 2) Объявление целей и задач урока
Слово учителя: Сегодня на уроке, девочки, вы узнаете различные способы обработки нижнего среза юбок. Рассмотрим таблицу и Слайд № 3 и 4.
Учащиеся вклеивают в тетрадь инструкционную карту «Способы обработки низа юбки», соответствующую таблице. Приложение 1.
Как вы думаете, от чего зависит способ обработки низа изделия?
(Слайд № 5) Выбор способа зависит от:
от модели юбки;
от толщины ткани;
от осыпаемости нитей ткани
Учащиеся записывают в тетрадь Выбор способа
4. Практическая работа Сегодня на уроке мы выполним образец обработки низа юбки швом вподгибку с закрытым срезом с помощью ручных потайных стежков. (Слайд № 6)
Продемонстрировать выполнение работы на слайдах (Слайды № 7-9).
Давайте вспомним, какие ПБР необходимо соблюдать при ручных работах (Слайд № 10).
Учащиеся перечисляют правила при работе с иголками, ножницами, утюгом.
Показать наглядно приёмы работы на образце, разбив класс на группы.
Учащиеся выполняют работу, вклеивают образец в тетрадь, подписывают.
Проверить качество выполнения работы.
5.Закрепление изученного материала
Учащиеся отвечают на вопросы по карточкам. Приложение 2.
В результате правильных ответов на 3 вопроса, получается кодовое слово.
6. Обобщение и систематизация знаний и умений, рефлексия: учащиеся подбирают способ обработки низа для своей юбки, объясняют свой выбор, используя полученные знания.
7. Подведение итогов и результатов урока: выставление оценок за практическую работу и тестовые задания.
Урок и презентация по технологии "Мучные изделия. Приготовление изделий из пресного теста. Вареники"
Цели: ознакомить учащихся с составом пресного теста и способами его приготовления; инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий; с продуктами, применяемыми для приготовления мучных изделий; научить готовить вареники; воспитывать аккуратность и опрятность в работе. МТО: плакаты, учебник, рабочая тетрадь, продукты, посуда для приготовления вареников, презентация «Виды теста» Ход урока: 1. Организационная часть. 1. 1 Проверить присутствие учащихся. 1. 2 Проверить готовность учащихся к уроку. 2. Объяснение нового материала. 2. 1. Инструменты и приспособления. 2. 2. Продукты для приготовления мучных изделий. 2. 3. Признаки качества муки. 2. 4. Приготовление изделий из пресного теста. Инструменты и приспособления. (слайд 2) Листы и противни выбирают в зависимости от размера духового шкафа. Формы для выпечки (рис. 3а и 3б на стр. 32) могут быть круглыми, овальными, фигурными. Изготавливаются из белой жести, тонкого железа, бумаги. Формы - выемки (рис. 3в на стр. 32) имеют острые срезы, плотно запаянные края. Для замешивания теста применяют миски. Для приготовления изделий из теста применяют кондитерские шприцы и осадочные мешки, кухонные доски, скалки и деревянные ложки. Продукты для приготовления мучных изделий. (Слайд 3) 1. Мука. Пшеничная: Крупного помола (светло - кремовый цвет) Мука высшего сорта (очень мелкая, белая, без отрубей) Первого сорта (желтоватая или сероватая, мягкая, мелкая, отрубей 2 - 3%) Второго сорта ( значительно темнее, содержит 10 - 12% отрубей) Обойная ( более крупного помола, сероватая, содержит много отрубей) Ржаная: Сеяная (мелкая, серовато - белая, мало содержит отрубей) Обдирная (грубая, серый цвет, отруби - 13 - 14%) Обойная (грубее, темнее, отруби не удалены) Ячменная. Гречневая. Кукурузная (маисовая) Качество выпекаемых изделий – их подъем, вкус, внешний вид – зависит от качества муки. Хранят муку в сухом, хорошо проветриваемом месте. Признаки качества муки. Мука должна быть сухой, хорошо разбухать, не иметь привкуса и запаха, не должна быть горькой, кисловатой или сладкой, сжатая в горсти, при разжимании ладони она должна рассыпаться. Перед приготовлением муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси и обогатить кислородом. 2. Сливочное масло. 3. Яйца. Должны быть без трещин в скорлупе. Перед употреблением их необходимо замачивать в теплой воде на 5 - 10 минут, обрабатывать раствором питьевой соды, хорошо промыть проточной водой |