Рабочая программа по технологии. 

 Пояснительная записка 5 класс.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»  рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучащихся 5 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобра­зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь­зования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные зна­ния из математики, физики, химии и биологии и показываю­щая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель­ности человека.

Изучение  интегративной образовательной области «Тех­нология», включающей базовые (т. е. наиболее распространен­ные и перспективные) технологии и предусматривающей твор­ческое развитие обучащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи при­обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме­ния, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.  Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко­номическому и экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и высокими технологиями, ка­чественному выполнению работ и готовности к самообразова­нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

1.Цель учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» — под­готовка обучащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I..    Формирование у обучащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

Для этого обучащиеся должны быть способны:

а)  определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г)  планировать, организовывать и выполнять работу (налад­ка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор­ректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II.  Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

III.Подготовку обучащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV.   Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V.   Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.

2.Задачи  учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности обучащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение обучащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

з)  использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендует­ся применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обуча­щийся выполняет 5 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная ра­бота, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов,  школьники участвовали в выявлении потребностей се­мьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономичес­кой целесообразности, в выдвижении идей разработки конст­рукции и технологии изготовления продукции (изделия), их осу­ществлении и оценке, в том числе возможностей реализации

3.Требования к уровню подготовки
 

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик 5 класса независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

4.Основная форма обучения

 

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Учебно-тематическое планирование 5 ( а, б,в )класс.

По предмету «Технология» (2 часа в неделю всего 70 часов)

УМК «Технология» ,5 класс В.Д.Симоненко. «Вента-Граф» 2010г

 

Тематический  блок

Количество учебных часов.

Введение

1

1.Введение. Инструктаж по ПТБ.

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

31

Элементы материаловедение

2

Основы машиноведения

6

Влажно-тепловая обработка

2

 Технология изготовления швейного изделия

17

Кулинария. Технология обработки пищевых продуктов.

12

Творческий проект.

10

 Технология ведения дома.

4

Уход за одеждой

6

ВСЕГО

                    70

 

Практическая часть

Контрольные работы

                   2

Лабораторные работы

                   4

Практические работы

                  49

Экскурсии

                  2

Тесты

                 3

Количество уроков с использованием ИКТ

                 2%

Количество проектов

                   4

 

 

 

Тесты по технологии.(проверь себя)

Вариант 1

 

1. Мороженую рыбу следует оттаивать:

a) в теплой воде;

б) в холодной воде;

в) в микроволновой печи;

г) в духовом шкафу;

д) на столе при комнатной температуре?

2. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам:
а) искусственным;

б) синтетическим;

в) натуральным.

 

3. Отметьте знаком "+"    правильные   ответы

Волокна растительного происхождения это:

а) лен

б) шерсть

в) шелк

г) хлопок

 

4. Отметьте знаком "+"    правильные   ответы

Как называется неосыпающийся край ткани?

а) кромка

б) шов

в) срез

 

5. Отметьте знаком "+"    правильные   ответы

Долевая нить при растяжении:

a) растягивается

б) не изменяет свою длину

в) скручивается

 

 

6. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Длинный желобок иглы при ее установке в иглодержателе должен быть повернут:

а) влево;

б) вправо;

в) на работающего за машиной;

г) в сторону челнока;

д) со стороны заправки верхней нитки.

 

7. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Юбки по конструкции бывают;
а) прямые;

б) клиньевые;

в) диагональные;

г) конические;

д) расширенные;

е) зауженные.

8. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

В процессе моделирования вытачки на прямой юбке могут быть преобразованы:

а) в швы;

б) в рельефы;

в) в фалды;

г) в складки;

д) в карманы.

 

9. Расширение прямой юбки по линии низа может быть выполнено:

а) увеличением ширины заднего полотнища

б) увеличением ширины переднего полотнища

в) закрытием вытачек по линии талии

г) дополнительными разреза

 

Ключ

 

 

Вариант 1

1. д)

2. в)

3. а), г)

4. а)

5. б)

6 б), д)

7. а), б), г)

8. а), б), в), г)

9. в), г)

 

 

                       Тема:"Обработка нижнего среза юбки".

Цель: Научить учащихся правильно обрабатывать нижний срез юбки.

Задачи:

познакомить учащихся с различными способами обработки низа юбки;

научить выбирать подходящий способ обработки для своей юбки;

научить учащихся обрабатывать нижний срез ручными потайными стежками, соблюдая правила техники безопасности;

воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;

развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине, координацию движения рук; логическое мышление, творческую инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах;

формировать точность и аккуратность выполнения работы.

Наглядные пособия: презентация, таблица; инструкционная карта «Способы обработки нижнего среза изделия»; образцы поэтапной обработки низа потайными стежками.

Инструменты, оборудование, материалы: лоскуты тонкой льняной ткани, иголки, булавки, нитки, ножницы, гладильная доска, утюг, тетрадь, мультимедийный проектор, карточки-задания для закрепления материала.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты урока: учащиеся научатся обработать нижний срез юбки ручными потайными стежками на образце и подберут способ обработки для своей юбки.

Ход урока

Организационный момент. Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

        Мы с вами изучаем раздел «Изготовление швейных изделий», где вы научились обрабатывать новые швы, обрабатывать застежку юбки тесьмой-молнией, обрабатывать верхний срез юбки поясом или подкройной обтачкой. Вам осталось обработать нижний срез юбки.

 Объявление темы урока (Слайд № 1)  Изучение нового материала: объяснение нового материала в сопровождении презентацией.

В рабочей тетради учащиеся записывают тему урока «Обработка нижнего среза юбки».

 (Слайд № 2) Объявление целей и задач урока

Презентация Обработка нижнего среза юбки

Слово учителя: Сегодня на уроке, девочки, вы узнаете различные способы обработки нижнего среза юбок. Рассмотрим таблицу и Слайд № 3 и 4.

Учащиеся вклеивают в тетрадь инструкционную карту «Способы обработки низа юбки», соответствующую таблице. Приложение 1.

Как вы думаете, от чего зависит способ обработки низа изделия?

(Слайд № 5) Выбор способа зависит от:

от модели юбки;

от толщины  ткани;

от осыпаемости нитей ткани

Учащиеся записывают в тетрадь Выбор способа

         4.  Практическая работа Сегодня на уроке мы выполним образец обработки низа юбки швом вподгибку с закрытым срезом с помощью ручных потайных стежков. (Слайд № 6)

Продемонстрировать выполнение работы на слайдах (Слайды № 7-9).

Давайте вспомним, какие  ПБР необходимо соблюдать при ручных работах (Слайд № 10).

Учащиеся перечисляют правила при работе с иголками, ножницами, утюгом.

Показать наглядно приёмы работы на образце, разбив класс на группы.

Учащиеся выполняют работу, вклеивают образец в тетрадь, подписывают.

Проверить качество выполнения работы.

        5.Закрепление изученного материала

Учащиеся отвечают на вопросы по карточкам. Приложение 2.

В результате правильных ответов на 3 вопроса, получается кодовое слово.

        6. Обобщение и систематизация знаний и умений, рефлексия: учащиеся подбирают способ обработки низа для своей юбки, объясняют свой выбор, используя полученные знания.

        7. Подведение итогов и результатов урока: выставление оценок за практическую работу и тестовые задания.

 

Урок и презентация по технологии "Мучные изделия. Приготовление изделий из пресного теста. Вареники"

 

Цели: 

ознакомить учащихся с составом пресного теста и способами его приготовления; инструментами и приспособлениями, необходимыми для приготовления мучных изделий; с продуктами, применяемыми для приготовления мучных изделий; научить готовить вареники; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

МТО: плакаты, учебник, рабочая тетрадь, продукты, посуда для приготовления вареников, презентация «Виды теста»

Ход урока:

1. Организационная часть.

1. 1 Проверить присутствие учащихся.

1. 2 Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Объяснение нового материала.

2. 1. Инструменты и приспособления.

2. 2. Продукты для приготовления мучных изделий.

2. 3. Признаки качества муки.

2. 4. Приготовление изделий из пресного теста.

Инструменты и приспособления. (слайд 2)

Листы и противни выбирают в зависимости от размера духового шкафа.

Формы для выпечки (рис. 3а и 3б на стр. 32) могут быть круглыми, овальными, фигурными. Изготавливаются из белой жести, тонкого железа, бумаги.

Формы - выемки (рис. 3в на стр. 32) имеют острые срезы, плотно запаянные края.

Для замешивания теста применяют миски.

Для приготовления изделий из теста применяют кондитерские шприцы и осадочные мешки, кухонные доски, скалки и деревянные ложки.

Продукты для приготовления мучных изделий. (Слайд 3)

1. Мука.

Пшеничная:

Крупного помола (светло - кремовый цвет)

Мука высшего сорта (очень мелкая, белая, без отрубей)

Первого сорта (желтоватая или сероватая, мягкая, мелкая, отрубей 2 - 3%)

Второго сорта ( значительно темнее, содержит 10 - 12% отрубей)

Обойная ( более крупного помола, сероватая, содержит много отрубей)

 Ржаная:

 Сеяная (мелкая, серовато - белая, мало содержит отрубей)

Обдирная (грубая, серый цвет, отруби - 13 - 14%)

Обойная (грубее, темнее, отруби не удалены)

 Ячменная.

 Гречневая.

 Кукурузная (маисовая)

 Качество выпекаемых изделий – их подъем, вкус, внешний вид – зависит от качества муки. Хранят муку в сухом, хорошо проветриваемом месте.

Признаки качества муки.

 Мука должна быть сухой, хорошо разбухать, не иметь привкуса и запаха, не должна быть горькой, кисловатой или сладкой, сжатая в горсти, при разжимании ладони она должна рассыпаться. Перед приготовлением муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси и обогатить кислородом.

2. Сливочное масло.

3. Яйца. Должны быть без трещин в скорлупе. Перед употреблением их необходимо замачивать в теплой воде на 5 - 10 минут, обрабатывать раствором питьевой соды, хорошо промыть проточной водой